• Сенсориум

Сенсорные игры для развития речи и мышления

Пост обновлен 1 дек. 2018 г.


А вы задумывались когда-нибудь, откуда у ребенка берется способность говорить, мыслить логически, чувствовать сильнее? Основу для возникновения речи и мышления дает сенсорика: зрение, слух, кинестетика (восприятие прикосновений, тела в пространстве, опознание на ощупь), вкус, обоняние и другие чувства. Но если зрение, слух и тактильное восприятие современные родители стараются развивать, то обонянию и вкусу не придают должного значения. А зря. Современные дети с легкостью осваивают компьютер, собирают самые сложные пазлы, однако не могут описать запах дождя, весны, да что уж там, даже, если спросить о том, какое яблоко - большинство назовет лишь цвет, форму. А такие слова, как: пряный, ароматный, волнующий, свежий, древесный попросту исчезают из лексикона детей и современных подростков. Многие родители недооценивают роль сенсорного воспитания в раннем возрасте, уделяя больше внимания обучению чтению, логическим играм, но это в корне неверно и зачастую приводит к задержкам речевого развития. Поэтому среди других игр, представленных у нас, мы особо хотим выделить сенсорные игры. 


Для полноты формирования представлений и образов следует использовать совокупность анализаторов. В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрываться индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность отдельных органов (в том числе обоняния, осязания и др.). Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов (нюхать, пробовать на вкус, лизать и т. д.) и знакомство с новыми свойствами обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями (Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова, 2009). 

Приведем несколько советов, следуя которым, можно сформировать четкие сенсорные образы о предметах и явлениях, что положительно отразится на речи и мышлении ребенка. 

  • Готовя обед, обращайте внимание малыша на запахи продуктов, специй и трав. К примеру, дайте ребенку понюхать имбирь, чеснок, мяту и другие продукты, имеющие выраженный запах. Знакомьте ребенка и с неприятными запахами, например, если у Вас испортилось мясо, не забудьте дать понюхать и его, сопровождая комментариями: тухлый, не свежий, не приятный. Так Вы сможете объяснить малышу, в каких случаях говорят: аромат и запах. 

  • Отличными игрушками для малыша могут стать овощи и фрукты, а также экзотические травы, которые обладают самыми разнообразными запахами.  

  • Рассказывайте детям о различных признаках запахов, подбирая как можно больше эпитетов: резкий, сильный, раздражающий, свежий, горьковатый;ароматный, приятный,rnволнующий, насыщенный; неприятный,rnотталкивающий, горьковатый;  свежий, бодрящий,rnлегкий, сладковатый и т. д.

  • После покупки новых игрушек в упаковке дайте их понюхать малышу (пластмассовые, деревянные и др. новые игрушки обладают выраженным запахом), предлагайте услышать запах новой косметики, ароматической соли для ванной. 

  • Учите ребенка различать похожие запахи: обычный чай и чай с добавлением мяты, салат со свежим огурцом и без него, свежевыстиранный надушенный и ненадушенный носовой платок и др.

Вы найдете еще больше советов и игр по сенсорному воспитанию в книгах Марианны Лынской, логопеда-психолога, работающего с неговорящими детьми с 2002 года, специалиста по семейному воспитанию и сенсорной интеграции, создателя авторского MAP-method (Motive. Adaptive. Play.) метода активации речи и коррекции поведения . 


Приведем примеры сенсорных игр 1. Ребенку с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту, колбасу, крем для обуви, цветы и т. д.   Более сложный вариант: определить по запаху, идущему от рук, какой предмет держали в руках. 2. Ребенку предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.) вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами. 3. Ребенок с завязанными глазами кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения. 4. Ребенок с завязанными глазами устанавливает различный вкус сортов хлеба (ржаной, белый, сдоба), фруктов (яблоко и груша), колбасы (вареная и копченая), орехов (арахис, фундук, кедровые, грецкие), варенья (малиновое, вишневое и др.), конфет (леденец, шоколад и др.), рыбы (жареная, соленая), молочных продуктов (сметана, кефир).

Рекомендуем обратить внимание:

Сенсорные баночки


300,00 ₽





Игра

"Угадай прикосновение"


400,00 ₽





Ароматная коробка

"Специи и зерна"


800,00 ₽








Игровой набор "Лекарства"


250,00 ₽

Просмотров: 64
+7(977)889-7890         info@sensorium-lab.ru

Сенсорная интеграция для всех

  • Facebook Sensorium Group

Присоединяйся к группе sensorium.lab